ОАО “Дальневосточное морское пароходство” (ДВМП), в оперативном управлении у которого находится ледокол “Магадан”, осуществлявший буксировку буровой платформы “Кольская”, затонувшей в воскресенье в Охотском море, сможет избежать возмещения ущерба в связи с гибелью платформы, если докажет в суде, что ущерб причинен не по его вине, считает управляющий партнер юридической фирмы “Бизнес-Приоритет” Михаил Евстигнеев.
“Это возможно в случае, например, если владелец платформы не привел свой плавучий объект в состояние, годное для буксировки (т.е. нарушил пункт 1 статьи 228 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) РФ). Возможно, здесь были такие обстоятельства, так как платформа могла перевернуться из-за недостаточного количества балласта, либо имела место непреодолимая сила”, – сказал он.
Принадлежавшая компании “Арктикморнефтегазразведка” (АМНГР) платформа “Кольская”, буксировавшаяся с Камчатки на Сахалин, перевернулась в воскресенье во время шторма в 200 километрах от Сахалина. Установка полностью ушла под воду. Идет поиск членов экипажа и пассажиров платформы. На данный момент из 67 человек, находившихся на борту, спасены 14. Обнаружены тела 16 погибших. Судьба еще 37 человек остается неизвестной.
УЩЕРБ ЛЕЖИТ НА БУКСИРОВЩИКЕ
По словам Евстигнеева, согласно статье 229 КТМ РФ, ответственность за ущерб, причиненный при морской буксировке буксируемому судну или иному плавучему объекту, либо находящимся на них людям или имуществу, несет владелец буксирующего судна, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.
Эксперт отметил, что стороны договора морской буксировки могут заключить письменное соглашение, в котором возложат обязанность по управлению морской буксировкой на капитана буксируемого судна или любого другого плавучего объекта.
“В таком случае ответственность за ущерб, причиненный при морской буксировке буксирующему судну либо находящимся на нем людям или имуществу, несет владелец буксируемого судна или иного плавучего объекта, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине”, – сказал Евстигнеев.
ИЗБЕЖАТЬ ВОЗМЕЩЕНИЯ УЩЕРБА
По словам Евстигнеева, шторм не является непреодолимой силой. “К ней (непреодолимой силе – ред.) не относятся обычные для этих мест и времени года шторм, волнение и так далее, а только необычные чрезвычайные и непредвиденные обстоятельства, как было, например, в Керченском проливе в 2007 году”, – сказал он.
Осенью 2007 года во время сильнейшего шторма в Керченском проливе затонуло несколько кораблей, в море вылилось множество тонн мазута, тем самым был нанесён огромный вред акватории Керченского пролива.
Однако в ситуации с “Кольской”, по мнению эксперта, таких обстоятельств не было.
Евстигнеев добавил также, что владелец буксирующего судна не отвечает за ущерб, причиненный при буксировке судну или находящимся на нем людям в случае, если буксировка осуществлялась в ледовых условиях (согласно все той же статье 231 КТМ РФ).
Однако в Госморречнадзоре особо подчеркнули, в ситуации с “Кольской” речь идет о буксировке в штормовых условиях.
“Несмотря на то, что ледокол буксировал “Кольскую”, нужно помнить, что буксировка осуществлялась не в ледовых, а в штормовых условиях”, – отметили в ведомстве.
Ранее сообщалось, что, согласно оценкам экспертов, стоимость плавучих буровых платформ сильно колеблется, но начинается, как правило, от 0,5-1 миллиарда долларов, при этом стоимость страхования этих объектов составляет порядка 1,5-2% от стоимости имущества. При этом стоимость страхования буровых платформ зависит от условий эксплуатации, предназначения платформы, ледового класса и от того, кто страхует имущество. Если это страховая компания с большим портфелем, то она имеет хорошую облигаторную перестраховочную защиту и может предлагать страхователю оптимальные цены.
ТРИ ВЕРСИИ ТРАГЕДИИ
Сотрудники Сахалинского следственного отдела на транспорте отрабатывают три версии, послуживших причиной затопления платформы “Кольская”, – нарушение правил движения, техническое состояние буровой и погода.
По словам заместителя руководителя ведомства Петра Соломахина, в настоящее время рассматривается три версии произошедшего – нарушение правил безопасного движения, техническое состояние буровой и погодные условия.
Уголовное дело было заведено по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
Соломахин добавил также, что в настоящее время трудно делать выводы о причинах происшедшего. Все будет зависеть от показаний пострадавших и участников транспортировки буровой платформы, в ходе следствия будет дана и оценка действий капитанов всех транспортных средств, участвовавших в буксировке.
Однако родственники членов экипажа буровой платформы считают, что ответственность за трагедию лежит на руководстве владельца установки – АМНГР. Они уверены, что были нарушены правила безопасности, и утверждают, что сами моряки предупреждали руководство компании о том, что в подобных погодных условиях буксировка платформы запрещена, но к ним не прислушались.
При этом руководство компании настаивает на том, что все нормативы соблюдались, и буксировка платформы была возможна, однако произошли непредвиденные обстоятельства.
|