Цены на авиатопливо в России вновь начали расти. В начале сентября авиакеросин подорожал почти на 6%. Это наиболее заметный подъем цен за последние несколько месяцев. Эксперты объясняют рост реакцией на конъюнктуру мирового нефтяного рынка. Дефицита топлива, подобного тому, что был год назад в Московском регионе, участники рынка не ожидают, зато туроператоры вновь заговорили об увеличении цен на авиабилеты, пишет “Коммерсантъ”.
В конце августа и первую неделю сентября стоимость авиатоплива начала расти. По данным ИАЦ “Кортес”, по итогам первой недели сентября оптовая цена тонны авиакеросина в московском авиационном узле составила 29 тыс. руб. с учетом НДС, на 5,6% больше показателя конца августа (27,5 тыс. руб. за тонну). Это первый заметный подъем цен с начала лета. В июне оптовая цена за тонну составляла 26,1 тыс. руб. Директор по развитию “Кортеса” Павел Строков пояснил, что повышение цен было продиктовано объективными причинами, связанными с ростом мирового рынка: “Керосин — глобальный продукт, поэтому российские производители не могли торговать себе в убыток на фоне глобального подорожания нефтепродуктов, в том числе керосина. В результате были повышены цены”.
Источники, близкие к топливозаправочным компаниям (ТЗК), пояснили, что в августе в Европе наблюдался рост цен на керосин примерно на 7% (в среднем на $60). Эта тенденция продолжилась и в сентябре. В абсолютном выражении за август—сентябрь тонна керосина в европейских аэропортах подорожала примерно на $100. По словам руководителя департамента стратегических исследований Российского энергетического агентства Александра Курдина, “в последние два месяца повышение биржевых цен на авиатопливо было отмечено во всех основных регионах мира: по сравнению с началом июля цены в Роттердаме, Сингапуре и на рынках США увеличились к середине сентября на 25-30%”.
Наиболее заметное подорожание было зафиксировано в крупнейших аэропортах. По данным Центра регистрации тарифов (ЦРТ) при Транспортной клиринговой палате, в сентябре отпускная цена на авиатопливо выросла во всех аэропортах московского авиаузла (МАУ), что связывается с ростом цен на авиатопливо от поставщиков. Так, по данным ЦРТ, тонна авиакеросина с услугой заправки “в крыло” и НДС в Домодедово подорожала на 1,4 тыс. руб. (до 39,3 тыс. руб.); во Внуково — на 1,5 тыс. руб. (до 39,6 тыс. руб.). В Санкт-Петербурге в аэропорту Пулково цена на керосин увеличилась на 0,6 тыс. руб., до 34,2 руб. за тонну. По сравнению с августом 2011 года топливо подорожало в среднем на 10%.
В ИАЦ “Кортес” считают, что повышение цен на топливо в МАУ “является первым индикатором того, что подорожание затронет региональные аэропорты”. Но при этом “рост цен на керосин, заправляемый в крыло в аэропортах европейской части России будет постепенным, поскольку сначала повышается закупочная цена керосина для ТЗК, а затем это отражается на аэропортах”. В конце прошлой недели стало известно, что ТЗК екатеринбургского Кольцово (принадлежит ТНК-BP) планирует с 12 сентября повысить цену на авиакеросин с 30,52 тыс. руб. за тонну до 31,82 тыс. руб. Источники отмечают, что “рост цен наблюдается в первую очередь в ТЗК, принадлежащих нефтяникам, которые и задают тон рынку”. Представители ЛУКОЙЛа (“ЛУКОЙЛ-аэро” осуществляет реализацию авиационного топлива оптом и “в крыло” в аэропортах России и за ее пределами) пояснили, что подорожанию авиакеросина способствует “рост цен на аналогичную продукцию на западных рынках”.
В то же время участники рынка не ожидают возникновения дефицита топлива, который возник в российских аэропортах год назад. Представители Росавиации заявили, что ежедневный мониторинг ситуации “свидетельствует о достаточных запасах авиакеросина”. По данным Минэнерго, обеспечение авиатопливом крупных аэропортов России, в том числе МАУ, “остается стабильным”. Постоянные запасы керосина в аэропортах 18 крупных городов России превышают норму и составляют от 6 до 60 суток. Однако некоторые игроки рынка опасаются, что начало профилактических работ в сентябре—октябре на ряде НПЗ, в том числе на заводах “Газпром нефти” в Москве и ТНК-BP в Рязани, могут негативно отразиться на ситуации.
Авиаперевозчики пока не берутся прогнозировать, насколько подорожание топлива скажется на ценах на авиабилеты. В “Трансаэро” пояснили, что “имеют долгосрочные соглашения с крупнейшими нефтяными компаниями, предусматривающие формульное ценообразование на поставляемое авиатопливо”, уточнив, что “пока решение о повышении стоимости билетов не принималось”. В “Аэрофлоте” также заверили, что подорожание топлива не коснется перевозчика, “поскольку компания заключает прямые контракты на год вперед”. Но представители российской туриндустрии настроены более пессимистично. Гендиректор Русского чартерного центра Алексей Молоканов отмечает, что топливная составляющая в цене авиабилета уже сейчас доходит до 60%. Поэтому авиабилеты, вероятнее всего, должны подорожать (в соответствии с удорожанием топлива) на 5-10%.
|